Блог директора

С чего начать оформление торгового пространства



С начала моей профессиональной карьеры я стал интересоваться местами продаж.

Заходя в магазин, я разглядывал его с разных ракурсов.

Что и как выложено. Какие приемы маркетинга используют. Как работают продавцы. Почему камеры установлены именно тут. И так далее.

Вот уже несколько лет, как я обучаюсь в "полях". Вернее, самообучаюсь.

Однако теория важна и нужна.

Что есть теория? Для меня это книги, ресурсы в интернете, мероприятия и пр.

Полученные знания в теории интересно наблюдать на практике.

На днях наткнулся на интересный материал одного из бизнес-тренеров в области продаж.

В своей статье Анна Бочарова рассказывает, как оформить торговую точку.

Думаю, что эта статья будет полезна и вам.

Привожу ниже текст статьи. Я добавил некоторые фото.

На мой взгляд, все описано довольно просто и доступно. А главное, все как и долдно быть.


Итак, вот текст:


Начнем с внешнего оформления. Если театр начинается с вешалки, то магазин – с вывески. Красивая и функциональная вывеска, которая хорошо просматривается со всех направлений возможного движения покупательского трафика – уже большое достижение по части этого самого трафика привлечения и … один из самых сложных в исполнении моментов оформления торговой точки!

Почему?

Ну, для начала, Вы должны четко знать, какую вывеску на данной улице, на этом доме и в этом конкретном месте можно размешать, а какую – нельзя. Естественно, что все эти «можно» и «нельзя» Вы узнаете полностью, только подав проект вывески на рассмотрение профильного отдела городской администрации. Однако, этот часто довольно мучительный процесс необходимо пройти от начала и до конца, заручившись всеми необходимыми документами и разрешениями. В противном случае, Вы рискуете не только зря потратить время и деньги, но и получить разнообразные дополнительные неприятности, например, штрафы, расходы на демонтаж вывески и восстановление первоначального вида фасада здания (даже если реальный первоначальный вид фасада только выиграл от Вашей вывески в силу своей запущенности) и прочее.

Желательно, после получения всех согласований и разрешительных документов на установку вывески, дополнительно проконсультироваться по данному поводу у юриста, имеющего опыт в правоприменении и разбирающегося в тонкостях толкования соответствующего ФЗ «О рекламе» и всех значимых подзаконных актах и распоряжениях различных уровней власти, могущих относиться к Вашему случаю. Если относительно Вашего варианта расположения, размеров и прочих характеристик вывески есть хоть какие-то сомнения, разночтения, двусмысленности и прочее, что может быть в последствии истолковано не в Вашу пользу, консультирующий Вас юрист должен подать запросы в соответствующие службы городской администрации с просьбой дать официальное письменное разъяснение по каждой такой зацепке.

Только после получения исчерпывающих ответов на все Ваши вопросы можно приступать к изготовлению и монтажу вывески. Этот путь не всегда короткий и простой, но, если Вы выбрали местоположение торговой точки правильно и собираетесь работать в этом месте «всерьез и надолго», то необходимо сразу сделать все правильно и в строгом соответствии с законом, не надеясь на «неформальные» методы улаживания подобных вопросов, поскольку этот путь не надежен: чиновники меняются, различная «кампанейщина» периодически дает о себе знать и так далее. До момента полного согласования всех вопросов по вывеске можно вполне обойтись временным вариантом, либо время открытия магазина приурочить к сроку получения всех необходимых согласований и разрешений по постоянной вывеске.

Теперь о самой вывеске. Естественно, ее форма и размер должны быть таковыми (в рамках полученных согласований!), чтобы она была видна со всех сторон движения возможного покупательского трафика. Поэтому предварительно обойдите магазин со всех сторон и посмотрите, не будет ли перекрыта Ваша вывеска деревьями, рекламными щитами, остановочными комплексами и прочими объектами. Кстати, такие «обходы» необходимо повторять каждые один-два года: все течет и меняется, деревья разрастаются, появляются новые торговые палатки или рекламные щиты и так далее. И не поручайте эту работу наемным сотрудникам! Как показывает практика, ее лучше делать самому даже если у вас несколько торговых точек – раз в 2 года это не обременительно, а «хозяйский глаз» всегда заметит то, что часто не замечают даже очень хорошие работники.





Не забывайте, что вывеска должна быть не только в принципе видимой, но и привлекающей, притягивающей взгляд. И здесь, в разумных и законных пределах, все средства хороши! Как в шутку говорит один из моих клиентов, более 20 лет занимающийся розничной торговлей и прошедший путь от продавца «на лотке» на рынке до владельца сети магазинов одежды, «она (вывеска) должна выделяться, радовать, сиять, хватать за руки и ласково бить током». Что касается последних двух пунктов – то они могут быть исполнимы только в переносном смысле, за счет оригинальности дизайна вывески и надписей на ней. А вот первые три пункта как раз буквально выражают суть необходимых качеств наружной вывески. Вывеска должна выделяться, прежде всего,контрастностью с цветом здания, на фоне которого расположена. А также, она должна выделяться относительно других рядом висящих вывесок, если таковые имеются. Самый простой вариант для того, чтобы сразу учесть оба эти момента – делать эскиз будущей вывески на фотографии реального здания, причем, именно в том месте, где она будет расположена.

Вывеска действительно должна визуально сообщать смотрящему на нее некий позитивный посыл, иметь несколько разных цветов, вызывать приятные ассоциации (в зависимости от товара, в спектре от детской непосредственности (не путать с неожиданностью!) до дорогой респектабельности, но обязательно в позитивном ключе). Она не обязательно должна быть пестрой, но содержать 3-4 цвета вполне может.

Что касается предписания «сиять», то в данном случае имеется ввиду еще один важный элемент внешнего вида, заметности и привлекательности вывески – подсветка. Подсветка – это крайне действенный элемент в части придания заметности Вашей вывеске среди прочих. Действительно, в способности обращать на себя внимание проходящих мимо покупателей с подсветкой могли бы поспорить только упомянутые выше «хватания за руки» и «ласковое битье током»! Расходы на электроэнергию, которую будет потреблять подсветка, во-первых, не настолько значительные, во-вторых, их можно существенно снизить, используя светодиодные лампочки, в-третьих, есть различные инженерные способы снижения расхода электроэнергии (частота мигания, последовательное включение лампочек вместо параллельного и т.д.), которые Вам вполне смогут посоветовать сами компании, производящие и поставляющие осветительное оборудование для вывесок.

Хотелось бы кратко остановиться и на том, что именно должно быть написано и нарисовано на Вашей вывеске. Прежде всего, на ней должен присутствовать Ваш логотип и название магазина или торговой марки. Но этого не достаточно: обязательно напишите в 3-5 словах, чем именно торгует Ваш магазин, например: «Салита. Одежда российских дизайнеров», «Камелия. Профессиональная косметика и аксессуары», «Аэро. Салон офисной мебели». Впрочем, увлекаться излишними подробностями также не стоит – надпись на вывеске длиной более 5-6 слов будет «нечитабельной». Вариант вывески «ПрофЗащита. Рабочая одежда и обувь. Средства индивидуальной защиты» - уже на грани «читабельности».

Очень важно подобрать правильного изготовителя как вывески, так и других элементов наружного и внутреннего (об этом чуть ниже) оформления магазина. И дело здесь не только в качестве и долговечности используемых материалов и конструкции, но и в креативной составляющей – дизайне, дополнительных визуальных элементах, особенностях конструкции, которые могут усиливать или ослаблять визуальный эффект и так далее. Поэтому компанию-изготовителя наружного оформления вывески необходимо подбирать разумно и тщательно, а именно: спросить совета у знакомых, друзей и деловых партнеров, самостоятельно выяснить изготовителя понравившейся Вам вывески на каком-либо магазине и так далее.

Сузив круг возможных исполнителей до 2-3 компаний, запросите у них портфолио (иногда их еще называют «кейсами») по уже сделанным заказам и обязательно объедьте несколько уже готовых и действующих хотя бы некоторое время вариантов исполненных ими вывесок магазинов. Расспросите собственников (или, хотя бы, работников) магазинов, где висят эти вывески об их впечатлениях о работе, проделанной данными компаниями: насколько, на их взгляд, вывеска «работает», что они думают о качестве и долговечности исполнения данной вывески, что бы они изменили, если бы это пришло им в голову заранее относительно этой вывески, есть ли с ней какие-либо проблемы и т.д.

Сопоставив полученную «полевую» информацию с расчетом стоимости и сроком изготовления наружного оформления магазина каждой компании, можно будет принять взвешенное решение относительно выбора компании-изготовителя.

И последний совет: выбрав компанию-изготовителя наружного оформления Вашей торговой точки и детально, лучше всего – в письменном виде, изложив техническое задание, постарайтесь максимально подробно обсудить его с изготовителем, а также выяснить его аргументированное профессиональное мнение по каждому пункту. Постарайтесь понять все возражения и учесть все советы компании-изготовителя. Помните, что эта компания занимается такой работой уже не один год и знает большинство «подводных камней» и «узких мест». А также попросите совета о том, как, на их взгляд, сделать все максимально надежно и привлекательно, и что можно еще добавить в наружное оформлении Вашей торговой точки, чтобы подчеркнуть и усилить ее привлекательность.


ВНУТРЕННЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ МАГАЗИНА


Внутреннее оформление магазина не менее важно, чем внешнее. Два основных момента, на которые направлено внутреннее оформление магазина – это доступность информации для покупателя (той, которую Вы хотите до него донести – цены на товары, проходящие акции, сервисные услуги), а также ее «читабельность», т.е. простота восприятия покупателем смысла того, что должно быть до него донесено. Чем проще покупателю ориентироваться в пространстве магазина, чем доступнее и понятнее для него информация о ценах, скидках, материале, стране происхождения, гарантии, доставке, сервисе, дополнительных услугах, тем легче он расстается с деньгами.



Поэтому, давайте пройдемся по самым базовым моментам внутреннего оформления магазина:


  1. Цветовая гамма – магазин должен быть выдержан в едином цветовом стиле, создающем впечатление единого пространства, стандарта, единообразности, серьезности, надежности, стильности и так далее. Можно выделить несколько цветовых гамм, которым я, в ходе работы, дала для простоты запоминания собственные названия, например:
    • «Икра» - красный и черный цвета, розовый и черный (серый) + белый
    • «Билайн» - черный и желтый (или золотой) цвета + белый
    • «Родом из детства» - оранжевый и голубой цвета + белый или черный (серый)
    • «Шахматы» - черный (серый) и белый, коричневый и белый или все 3 цвета
  2. Цветовые гаммы, как правило, трехцветные. Цвет товара должен контрастировать с фоном выбранной цветовой гаммы, а фон цветовой гаммы должен содержать в числе прочего основной оттенок товара (если такой можно выделить). Например, гамму «шахматы» можно выбрать для магазина парфюмерии, которая обычно стоит на полках в ярких цветных коробках и необычных флаконах, а гамму «икра» часто используют магазины бытовой техники, т.к. основные цвета бытовой техники – черный и белый, и так далее.
  3. Ценники – должны быть относительно крупными, легко находимыми покупателем, хорошо читаемыми (крупные буквы, внятный шрифт, только необходимая информация – цена, объем, страна происхождения, скидка (обязательно в рублях, а не в %! – покупатель должен платить, а не считать в уме)); пусть Ваши ценники, соблюдая все сказанное выше, отличаются от ценников в аналогичных магазинах – например, сделайте их с белыми надписями на черном фоне, или с надписями рукописным (хорошо читаемым!) шрифтом; аккуратнее с красным цветом – им слишком часто пользуются, и он вызывает у покупателей скорее обратный эффект – усталость, лучше не писать этим цветом, а только подчеркивать (опять же, лучше не ровной чертой «под линейку», а как бы маркером от руки).
  4. Навигационные таблички – таблички, на которых написаны названия отделов торговой точки, обозначена касса. После того, как расположите навигационные таблички в магазине наиболее понятным, с Вашей точки зрения, для покупателя способом, найдите среди своих сотрудников, знакомых, родственников и т.д. человека, явно страдающего «топографическим кретинизмом» (т.е. неспособного нормально ориентироваться в пространстве) и попросите его найти в Вашем магазине пару отделов, кассу, выход, полку с дисконтной продукцией и т.д. Если все найдено быстро и без проблем – можно заканчивать, если возникли проблемы, то необходимо выяснить, в какой именно части магазина возникли проблемы и добавить навигации и т.д.
  5. Сервисная информация – вся информация о дополнительных услугах и сервисах, которые покупатель может получить в магазине (гарантия, доставка, сборка, замеры, подшив, перестановка пуговиц и прочее) должна быть представлена одним графически строгим, привлекающим цветовой гаммой и хорошо читаемым блоком, причем этот блок должен располагаться в нескольких местах магазина – например, у входа, напротив выхода, на самой длинной стене и т.д.




В конце этого раздела еще 2 полезных совета:


  1. избегайте кустарных, самодельных ценников и табличек, распечатанных на принтере – пусть их дизайном и производством занимаются профессионалы, делающие Вам общее оформление магазина; экономия и потери от внешнего вида в данном случае несопоставимы – мало кто торгует абсолютно уникальным товаром, которого нет у других, а покупатель во многом покупает именно свое субъективное впечатление.
  2. не забывайте как можно быстрее менять неактуальные (с изменившейся ценой) и поломанные, пришедшие в негодность ценники – эти «мелочи», по моему опыту, чаще всего приводят к недовольству покупателей и, как следствие, к отказу от покупки.



Ссылка на статью


Я надеюсь, что этот материал был вам очень полезен. Внедряйте и получайте результат